Команды и банды
Ничто не вечно под Луной, в том числе и бумажные сведения.
Хотя и они могут сказать о многом: сплошь и рядом те же чиновники глядятся бедными, как церковные мыши, однако у каждого первого-второго-третьего налицо близкие и дальние родственники, которые орудуют с госзаказами и«обременены» зарубежной недвижимостью. Все это не скрывают: вот они, эти сведения, здесь же, на той же бумаге, однако у правосудия на глазах повязка и мы возвращаемся все к той же формуле – «Если преступление не выявлено, значит, его и не было».
О справедливости же бумажной статистики судите сами: известие о том, что нижегородский регион «антикоррупционно открыт» были обнародованы в 2014 году, про который мы сейчас знаем (да и тогда, по совести, если не знали, то догадывались), что у нас есть собственная плеяда «героев», относительно которых как минимум есть, о чем поговорить.
Зздесь и Валерий Англичанинов, и Денис Лабуза, и Дмитрий Сватковский, и партийные лидер Александр Бочкарев, и сам губернатор Валерий Шанцев.
Вишенкамина торте высятся получившие реальные сроки: Александр Макаров, бывший министр, и, конечно, Олег Сорокин, автор крылатой фразы «Я шел работать в команду, а не в банду», которая должна была обелить его имя и дистанцировать от, собственно, «банды». Но не сработала.
Сегодня, увы, все продолжается, и коррупция, и «антикоррупционная открытость».
9декабря, под занавес 2020 года, когда мир отмечает Международный день борьбы с коррупцией, пресс-службе ГУ МВД России по региону обнародовала факты, что за весь год в регионе было выявлено (только выявлено!) 410 преступлений коррупционной направленности.
К уголовной ответственности привлечены 56 человек, половина из которых — чиновники-руководители различного уровня. Четыре человека в этом списке представляют судебную власть, столько же – органы местного самоуправления, трое – государственные организации. Не обошлось и без депутатов, членов избиркомов и т.п.
Средний размер взяток в области, по данным регионального ГУ МВД, составил в ушедшем году 2,6 миллиона рублей.
Есть повод напомнить о самых громких коррупционных скандалах года, сгруппировав их по трем наиболее значимым категориям.
Стратегические предприятия
Следует подчеркнуть, что речь идет именно о стратегически важных, а не о рядовых предприятиях: говорить о последних – дело почти рядовое.
Так, в последние месяцы года возбуждено уголовное дело в отношении группы должностных лиц, представляющих ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», в том числе – генерального директора компании Вячеслав Югая, главы службы эксплуатации зданий и сооружений Константина Миниха и начальника одного из отделов.
Следственное управление Следственного комитета России по Нижегородской области отметило, что эта группа незаконно получала от поставщиков материально-технических ресурсов от процента до трех от общей суммы договоров.
Подмочили репутацию в 2020-м и функционеры Нижегородского водоканала.
По данным СУ СК по региону, генеральный директор АО «Нижегородский водоканал» Николай Николюк и его подчиненные – в деле фигурируют семь фамилий, – практически с момента назначения Николюка на должность в июне 2018 года «организовали преступную группу», поставив на поток получение «откатов» – при этом оказавшись более охочими до цифр и сумм, чем те же газовики, беря не один-два, а 10-15 процентов от общей суммы договора с контрагентами.
Памятуя о среднем размере нижегородской взятки (см. выше), насчитали им сравнительно немного: якобы, ими получено порядка 1,2 миллионов рублей.
Детали этой коррупционной схемы выявляют.
Силовики
Силовики, как известно, тоже люди, со своими слабостями к денежным знакам.
Приговор начальнику управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Нижегородской области Сергей Бывалову по статье «Получение взятки» в 2020 году уже вынесен.
Поражает не то, что «оборотни в погонах» «берут на лапу»: поражает сравнительная милипизерность цифр и сумм: оказывается, за присвоение главе Ковернинского отдела полиции звания полковника, на ступень выше занимаемой должности, Бывалов получил… духовой шкаф. За что был приговорен к 2,5 годам лишения свободы и полумиллионному (!) штрафу.
Удостоилась внимания следователей в 2020 году и группа из числа руководящего состава ГУ ФСИН (главного управления Федеральной службы исполнения наказаний) по региону, в числе которой – главный экономист, главный инженер Муратов, начальники отделов Вахонин и Зюзин, а также заместители начальника регионального ГУ ФСИН Сычев, Гудков и Тарасов.
Следователи считают, что все означенные лица потребовали от «попавших под поощрение» сотрудников ГУ ФСИН своеобразных «откатов» в размере от 30 до 50 тысяч рублей – в зависимости от размера собственно поощрения. В настоящий момент СУ СК по региону проверяет, был ли это первый «откат» в биографии фигурантов, или такое уже случалось. Тем временем сами фигуранты «изнывают» под домашним арестом.
При этом начальник ГУ ФСИН по региону Николай Теущаков отправлен в отставку.
Представители власти
15 декабря 2020 года перед судом предстали небезызвестные братья Глушковы, история поимки которых превратилась в настоящую эпопею.
Бывшего главу местного самоуправления Балахнинского района, экс-депутата областного Законодательного собрания Александра Глушкова обвиняют в мошенничестве, превышении должностных полномочий и получении взятки. Бывшего депутата Земского собрания Балахнинского района Владимира Глушкова обвиняют в мошенничестве и посредничестве во взяточничестве.
Другого бывшего главу района, на этот раз – Канавинского в Нижнем Новгороде, Михаила Шарова, обвиняют во взяточничестве:
Он и его заместитель Эдуард Цветков якобы предлагали работникам торговли на подведомственной территории оплатить «покровительство» с их стороны.
В ходе следствия вскрылось как минимум шесть подобных эпизодов и сегодня прокуратура уже сформировала обвинительное заключение.
В 2020 году благоустройство парка «Швейцария» к 800-летию Нижнего Новгорода из центра внимания практически не уходило. В контексте данного материала наибольший интерес вызывает эпизод, когда в июле участником картельного сговора по услугам водоснабжения и водоотведения в столице ФАС (Федеральная антимонопольная служба) России признала группу компаний «ЕКС», которая выиграла закупку на благоустройство парка.
Эксперт в сфере госзакупок, учредитель организации «СТОПкартель» Александр Кулаков высказал тогда мнение, что «администрация Нижнего Новгорода могла бы найти для благоустройства парка «Швейцария» нормальных подрядчиков, а не тех, которые не имеют необходимого опыта или участвуют в картельных сговорах».
Наконец, вероятно, наиболее громким в 2020 году стало «дело» заместителя губернатора Нижегородской области, регионального министра здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова.
Напомним, что отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений областного правительства инициировал в его отношении проверку, которая была связана с тем, что, назначенный замгубернатора в марте, Давид Мелик-Гусейнов не вышел из состава учредителей пятигорского аптечного ООО «Кавминводы Фарм», которым руководит его отец Валерий Мелик-Гусейнов. Нижегородский министр оставался в числе соучредителей еще в июле.
Прокуратура вынесла в связи с нарушением его заместителем закона о коррупции представление губернатору области Глебу Никитину.
28 декабря 2020 комиссия по координации работы по противодействию коррупции регионального правительства рассмотрела этот вопрос о нарушении антикоррупционного законодательства и вынесла решение: замгубернатора Давид Мелик-Гусейнов «в период замещения государственной должности Нижегородской области фактически предпринимательской деятельностью не занимался, участия в управлении ООО «Кавминводы фарм» не принимал. С 2014 года финансовая деятельность данной организацией не осуществлялась».
В итоге наказания не воспоследует и чиновнику только указали «на необходимость в дальнейшем строго соблюдать требования антикоррупционного законодательства».
Таким образом, эту историю можно считать законченной, однако слишком много есть и незаконченных историй.
Начался новый год, который, можно не сомневаться, будет полон новых «свершений» и всяческой «антикоррупционной открытости».