Итак, в этом году, как и в предыдущие годы (на протяжении уже более чем десяти лет), плата за воду подскочила в цене больше всех остальных коммунальных услуг. Для Нижегородского водоканала разрешили повышение на 8%, тогда как других ресурсников ограничили в пределах 2-5%. При этом именно ради НВ областные власти пошли на преодоление барьера, определенного Правительством РФ. Согласно подписанному Дмитрием Медведевым постановлению, в Нижнем Новгороде нельзя было в этом году задирать коммуналку больше чем на 4%, а у нас задрали на 4,1%.
И так – каждый год. Вариации конкретных цифр разные, но смыл остается таким же: с заметным отрывом в росте тарифов лидирует именно Нижегородский водоканал, и именно ради него губернаторы (Шанцев, а теперь вот Никитин) идут на нарушение федерального запрета.
Есть ли этому какие-то оправдания? Ну, надо же как-то данной конторе оправдать свои аппетиты…
|
Конечно, есть. На протяжении многих лет нам объясняют данный тарифный расклад тем, что степень изношенности сетей велика. Борьба с изношенностью ведется следующим образом. Летом (примерно за месяц до следующего повышения) в городе раскапываются трубы. Долго с этими раскопками ничего не делается, чтобы жители прочувствовали, что платят не зря. Далее происходит выборочное вырезание кусков и замена одних кусков труб на другие. К зиме специалисты Водоканала проводят обследование, выясняют, что износ по-прежнему очень велик, и закапывают все обратно. Ну а многомиллионные суммы, которыми распоряжается НВ, тратятся на самые разные мероприятия. В том числе, конечно, и на раскопки-закопки, но не только. |
Поэтому ничего удивительного нет в том, что тарифы ежегодно растут, а степень износа труб… Тоже увеличивается.
Посмотрим на цифры. В 2015 году руководство Нижегородского водоканала нам сообщало, что степень износа сетей составляет 80%. Этой же цифрой апеллировали в 2016 году и в 2017 году, когда Андрей Чертков (в статусе заместителя градоначальника) заявил, что для исправления ситуации надо 50 млрд рублей.
|
В 2018 году степень износа, согласно официальным отчетам, выросла до 84% и держится сегодня примерно на таком же уровне. |
Ну как тут тарифы не повышать, а?
Казалось бы, рецепт исправления ситуации очевиден: нужен жесткий контроль за сбором и расходованием средств, чтобы ни одна копейка не ушла «налево». Чтобы старые трубы меняли, в конце концов, на новые, а не на старые.
Ну а ежели кто пустит копеечку не туда – такого «специалиста» просто уволить недостаточно. Что-то надо такое с ним еще сделать, чтобы другим неповадно было.
Но это все – в идеале, теоретически, так сказать. В нашей же суровой реальности происходит вот что:
*Водоканал сделали ОАО, чтобы избавить его от лишнего муниципального контроля;
*Устав данного ОАО наделяет руководителя исключительными правами – так, что целый ряд сделок совершается именно руководителем и остается втайне;
*В 2016 году тогдашний директор «Водоканала» Александр Попов пустил 600 миллионов на ультрафиолетовую станцию – при этом рост тарифов традиционно объяснялся изношенностью сетей. Когда все это вскрылось, Попов не только вышел сухим из нижегородской воды, но и «поднялся»: уволившись из НВ, он сразу стал эффективно руководить НОКК (и сейчас областное правительство только и делает что покрывает долги этой коммунальной компании). Никаких претензий со стороны правоохранительных органов к Попову, насколько мы знаем, не было и нет; |
*В 2018 году очередной директор НВ Сергей Белов (экс-градоначальник, выгнавший Попова) решил поддержать дзержинский спорт и пустил полтора миллиона рублей на команду «Буревестник». И это – в тот год, когда степень износа, традиционно декларировавшаяся на уровне 80%, достигла 84%. Ситуация сложилась критическая, тут каждая копейка вроде бы как должна быть на счету… Но спорт – дело азартное, тут вроде и не хочешь делать ставки, а делаешь…
Недавно Белова убрали, но претензий к нему, как и к Попову, предъявлять никто не собирается. Видимо, добровольно-принудительный отказ от поста сити-менеджера стал для него индульгенцией за все будущие спортивные благодеяния.
Впрочем, о какой вообще индульгенции мы ведем речь, когда мэрия не стала открещиваться от данной ситуации и признала спонсорство Водоканала нормой?
|
Если вернуться к правоохранителям, то им все эти мутные дела и странные аттракционы неслыханной щедрости не интересны. От слова совсем. Сегодня Водоканал используется только для того, чтобы отработать «звоночек» из налоговой – по старому «байеровскому» делу. К выстроенной системе «большой износ – рост тарифов – потешные раскопки – спонсорство – большой износ» это дело не имеет почти никакого отношения. |
Собственно говоря, и затеянная на днях проверка сотрудников НВ на полиграфе не имеет никакого отношения к исправлению ситуации. Ну да, некоторые от этой проверки отказались и уйдут. Но что от этого изменится?
Нет, ну в играх с детектором лжи ничего плохого, конечно, нет. Но все-таки, не пора ли городской администрации взяться за перезапуск водоканальной системы? Ну, для начала хотя бы отказаться от спортивной благотворительности…